Марина  ГУСАРОВА
          
В минувшую субботу кассы концертного зала
Симферопольского музыкального училища встречали запоздалых слушателей уже, казалось
бы, окончательно забытой фразой «Билетов нет!».   Причем, ломилась
публика вовсе не на Галкина, Пугачеву и Моисеева – на  «Реквием» Вольфганга
Амадея  Моцарта!
    Проект «Объединенная
Европа», который уже далеко не первый год успешно осуществляет с зарубежными партнерами
художественный руководитель вокально-хореографического ансамбля «Таврия», заслуженный
деятель искусств Украины  Игорь Михайлевский,   хорошо
известен и отечественным, и зарубежным меломанам.  Но все же  совместное
исполнение немецкими и крымскими музыкантами моцартовского «Реквиема» - особый случай.   Слишком
узнаваемо произведение,  слишком велика опасность разочаровать, недоработать…    Однако
участники проекта - Крымский Камерный Хор «Таврия»,  сводный оркестр
ансамбля "Таврия" и крымскотатарского театра, а также хор из Германии Heidelberger Studentenkantorei
–  не привыкли бояться трудностей, тем более, что «Реквием» - не первая
их совместная работа.
   Дирижер Кристоф-Андреас
Шефер, под управлением которого и было исполнено бессмертное творение классика,  после
концерта рассказал журналистам, что подготовка к совместному исполнению «Реквиема»
началась еще в мае.
 - Мне очень приятно работать с такими
профессиональными коллективами, как Крымский камерный хор  и оркестр ансамбля
"Таврия" и крымскотатарского театра, - подчеркнул он. -  Они
понимают  задачу, и я только еще раз убеждаюсь в заслуженном успехе крымского
хора в Европе.  Нам понадобилось всего пару дней, чтобы привыкнуть друг к другу
и настроить баланс. Хор Studentenkantorei выучил партитуру в Германии, а Крымский
камерный хор - в Крыму.  И нам достаточно было просто встретиться,
чтобы музыка "ожила".
Концерт в столице Крыма стал завершающим
аккордом проекта. До этого «Реквиему» рукоплескали в Евпатории и Севастополе – и
тоже при полном аншлаге.  На сцене концертного зала Симферопольского музыкального
училища исполнителей  и зрителей приветствовали министр культуры АРК Алена
Плакида, почетный консул Федеративной республики Германии в Крыму Игорь Огородник,
представитель   государственных  церквей Хайдельберга Михаэль
Хук.  Но громче и значительнее всяких слов  в этот вечер звучала
бессмертная музыка, пережившая века.
     Это грандиозное
произведение для сопрано, альта, тенора, баса и хора состоит из двенадцати частей
и написано на канонический латинский текст заупокойной мессы. Это и старинный хорал,
и  стремительная двойная
фуга Kyrie eleison, и традиционная секвенция Dies irae, и, наконец, лирический центр
Реквиема, его эмоциональная кульминация - знаменитая Lacrimosa.  Затаив
дыхание, зал слушал хор, оркестр и солистов – Корнелию Винтер, Александру Паульмихль,
Вольфрама Виттекинда, Йоханнеса Хаппеля.  И только в конце выплеснул эмоции,
буквально взорвавшись аплодисментами. 
 -  Насколько я могу судить,
выступление прошло на очень высоком уровне, – заявил Кристоф-Андреас Шеффер, добавив:
 - Моцарта недаром называют выдающимся
композитором второго тысячелетия, а его «Реквием» единодушно признается вершиной
мировой музыки. В нем заключена вся Вселенная человека: от страха, мольбы, протеста  до
надежды и избавления.
   Удивительно, но факт:
большинство  в зале составляли  люди не пожилые и даже не зрелые
– молодежь. И это лишний раз доказывает, что вкусы и предпочтения   юных  вовсе
не так  примитивны, как хотелось  бы нынешним идеологам всеобщей
дебилизации общества.  А, значит, есть надежда, что наши дети вырастут
не «пиплом», готовым «схавать» все, чем его пичкают в Интернете и по телеящику,
а думающими людьми, умеющими отличить истинные ценности от второсортной подделки. 
     Что
же касается  исполнителей, то они расстаются ненадолго:  в совместных
планах музыкантов Крыма и Хайдельберга – рождественские концерты.
